ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-202/2022 от 08.06.2022 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

№ 2(1)а-202/2022

УИД 56RS0044-01-2022-000305-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ясный 08 июня 2022 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,

при секретарях Савченко Н.Н., Шариповой А.Х., Петрушенко Ю.С.

с участием представителя административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области - Кужашевой И.Ф.,

административного ответчика – начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапова К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, начальнику отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапову Константину Сергеевичу об оспаривании предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

администрация Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области обратилась в Ясненский районный суд вышеназванным административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, начальнику отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапову К.С.

В обоснование заявленных требований указала, что Главным управлением МЧС России по Оренбургской области дд.мм.гг. принято решение -ГО о проведении в период с 09 час. 00 мин. дд.мм.гг. по 17 час. 00 мин. дд.мм.гг. плановой выездной проверки администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Должностным лицом, проводящим проверку, являлся начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапов К.С. По результатам проведенной Главным управлением МЧС России по Оренбургской области плановой выездной проверки администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований -ГО от дд.мм.гг.. В оспариваемом предписании указано, что органом местного самоуправления (ГО ЗАТО Комаровский) не разработано положение о спасательной службе муниципального образования (п. 2), не осуществляется реконструкция и модернизация муниципальной системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения) (п. 6). Администрация ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области не согласна с указанными пунктами предписания.

Оспаривая законность пункта 2 предписания ссылается на тот факт, что с учетом требований пункта 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны муниципальных образованиях и организациях, утвержденных Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие). Следовательно, создание спасательных служб не является обязанностью органов местного самоуправления. В виду отсутствия необходимой базы для создания, спасательные службы администрацией ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области не создавались, в связи с чем отсутствует необходимость в разработке положения о спасательных службах.

Пункты 6 предписания не отвечают требованиям законности. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области гражданской обороны только в пределах границ муниципальных образований. Создание региональной автоматизированной системы оповещения возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления не имеет объективной возможности осуществить действия по сопряжению указанной системы с местной системой оповещения. Сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Административный истец просит суд признать пункты 2 и 6 предписания -ГО от дд.мм.гг. по устранению выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны незаконными.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапов К.С.

Определением суда от 31 мая 2022 года в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное казенное учреждение «Административно- хозяйственный центр».

В судебное заседание представитель административного истца - администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Участвуя 31 мая 2022 года в судебном заседании, представитель административного истца Шмидт В.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просил иск удовлетворить, дополнительно показал, что создание спасательных служб не является обязанностью органов местного самоуправления, ввиду отсутствия необходимой базы для их создания, спасательные службы администрацией ГО ЗАТО Комаровский не создавались, соответственно отсутствует необходимость в разработке положения о спасательных службах. В 2017 г. силами администрации установлена сирена С-40, в 2020 г. с целью улучшения сигнала установлена система оповещения населения удаленного доступа. В 2021 году выполнен комплекс работ по ремонту системы оповещения, в связи с чем реконструкция и модернизация не требуется.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области Кужашева И.Ф., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, свою позицию изложила в представленном в материалы дела отзыве.

Административный ответчик начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапов К.С. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал, ссылалась на законность внесенного предписания. Дополнительно указал, что в плане гражданской обороны и защиты населения Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», предусмотрено выполнение мероприятий светомаскировки спасательной службой энергоснабжения гражданской обороны. Контроль за качеством светомаскировки осуществляет спасательная служба гражданской обороны охраны общественного порядка. В целях обеспечения своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим создана медицинская спасательная служба гражданской обороны. Продовольственное обеспечение эвакуированного населения обеспечивает спасательная служба гражданской обороны торговли и питания (организации не указываются в связи с пометкой на документах - «для служебного пользования»). В плане приведения в готовность гражданской обороны Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», предусмотрено выполнение мероприятий по уточнению запасов воды для эвакуированного населения коммунальнотехнической спасательной службой гражданской обороны. Уточнение продовольственных и иных запасов первой необходимости, для размещенного эвакуированного населения, а также доведение до установленных нормативных объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны, осуществляет спасательная служба гражданской обороны торговли и питания. Уточнение запасов медицинских средств для эвакуируемого населения осуществляет медицинская спасательная служба гражданской обороны (организации не указываются в связи с пометкой на документах - «для служебного пользования»). Данные планы в январе 2022 года уточнены по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, администрация ГО ЗАТО Комаровский воспользовалось правом создания спасательной службы муниципального образования, что подтверждается вышеуказанными документами, однако, в нарушение действующего законодательства, не разработало положение о ней. В соответствии с проектной документацией «Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Оренбургской области», выполняемой в рамках работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Оренбургской области, включая создание на её платформе региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), предусмотрена модернизация пунктов управления и оповещения в муниципальных образованиях «Ясненский городской округ» и ЗАТО «Комаровский» Оренбургской области. В муниципальном образовании ЗАТО «Комаровский» предусмотрено проведение дооборудования существующей сирены С-40, путем оснащения цифровыми модулями запуска сирен и сопряжения с элементами управления и оповещения. При этом, управление модернизированной системы будет осуществляться через единую дежурно-диспетчерскую службу Ясненского городского округа и ЗАТО Комаровский. Модернизация муниципальной системы оповещения, как и ее создание, является расходным обязательством органа местного самоуправления (часть 3 статьи 18 Федерального закона о гражданской обороне). Из чего, следует, что система оповещения ГО ЗАТО Комаровский требует реконструкции и модернизации, поскольку зона уверенного звукового оповещения для сирены С-40 является территория в радиусе 800 м., существующая сирена, установленная на крыше здания по ул. Южная, д. 29а не оповещает людей, находящихся на территории по ул. Комарова, по ул. Южной включая многоквартирные дома № 16, 17, 18, 19, а также социально значимые объекты – школу по ул. Южная, д. 20, детский сад по ул. Комарова д. 14.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Административно- хозяйственный центр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 150, ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается Федеральным законом от 26 декабря 2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. (ч. 3 ст. 9 Федерального закона №294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу части 1 статьи 16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки в числе иных сведений указываются, в том числе сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункт 7 части 2 статьи 16 Закона №294-ФЗ).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 17 Закона №294-ФЗ).

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. При этом требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 №28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно статье 1 названного Закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона №28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, к которым в том числе относится: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 №305, установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (пункт 2).

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (подпункт «г» пункта 6).

Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (пункт 9 Положения).

Как установлено в судебном заседании, администрация ГО ЗАТО Комаровский является органом местного самоуправления и в силу Федерального закона № 28-ФЗ относится к организациям, обеспечивающим выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Главным управлением МЧС России по Оренбургской области дд.мм.гг. принято решение -ГО о проведении в период с 09 час. 00 мин. дд.мм.гг. по 17 час. 00 мин. дд.мм.гг. плановой выездной проверки администрации ГО ЗАТО Комаровский в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Решение принято на основании ч. 2.3 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с наступлением сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий органов местного самоуправления на 2022 г.

В ходе проведения плановой выездной проверки были выявлены факты невыполнения администрацией ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области требований и мероприятий в области гражданской обороны, которые нашли отражение в акте проверки от дд.мм.гг.-ГО, начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потаповым К.С. выдано предписание -ГО от дд.мм.гг. об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в срок до дд.мм.гг..

Предписанием установлены следующие нарушения подлежащие устранению:

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 6.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008года №687 не определен перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008года №687, не разработано положение о спасательной службе муниципального образования;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 9 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008года №687 органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не разработано положение об эвакуационных комиссиях;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008года №687, пункта 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года №701 органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не определены организации, создающие НФГО;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 3,12,13,16,18,20 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пунктов 2,4,5, абз. Б п. 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 N 379, пунктов 7, 15.6, 15.7, 15.10, 15.12, 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687 органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский заблаговременно в мирное время не организовано создание запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687, органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не осуществляется реконструкция и модернизация муниципальной системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения);

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687, пунктов 25,26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 года муниципальная система оповещения населения не поддерживается в состоянии готовности (не актуализировано положение о муниципальной системе оповещения и информировании населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, в соответствии с Положением оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 года (постановление администрации ГО ЗАТО Комаровский от 23.09.2019 № 330-п);

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687, пунктов 25,26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 года, пунктов 5,18 Положения по организации эксплуатационно-техническое обслуживания системы оповещения населения, утверждённого Приказом МЧС России № 579, Минкомсвязи России № 366 от 31 июля 2020 года муниципальная система оповещения населения не поддерживается в состоянии готовности (не организовано эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения).

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687, пунктов 7,28 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 года, органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не установлены номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пунктов 3,5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года №841, пунктов 15.1, 15.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687, пункта 13 Перечня должностных лиц, проходящих обучение, утвержденного Приказом МЧС России от 24 апреля 2020 года № 262, органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не организована подготовка должностных лиц, включенных в состав эвакуационной комиссии в области гражданской обороны;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пунктов 3,5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года №841, пунктов 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687, пункта 12 Перечня должностных лиц, проходящих обучение, утвержденного Приказом МЧС России от 24 апреля 2020 года № 262, органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не организована подготовка должностных лиц, включенных в состав комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики в области гражданской обороны;

в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерльного закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007года №804, пунктов 3,5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года №841, пунктов 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14ноября 2008 года №687, органом местного самоуправления ГО ЗАТО Комаровский не созданы и не оснащены курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и не организована их деятельность или не обеспечено курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.

Указанное предписание получено представителем администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области дд.мм.гг..

Полагая пункты 2 и 6 предписания незаконными, административный истец обратился с требованием об его оспаривании в суд дд.мм.гг., т.е. в пределах установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срока.

Оспаривая законность пунктов 2 и 6 предписания -ГО от дд.мм.гг. административный истец ссылается отсутствие обязанности у органа местного самоуправления по созданию спасательных служб, необходимости в разработке положения о спасательных службах в виду их отсутствия в ГО ЗАТО Комаровский, а также оснований для реконструкции и модернизации системы оповещения ГО ЗАТО Комаровский не имеется, поскольку орган местного самоуправления не имеет объективной возможности осуществить действия по сопряжению указанной системы с местной системой оповещения

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В силу пункта 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Пунктом 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 предусмотрено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.

В соответствии с пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 N 687 органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В силу пункта 15.2 указанного Положения органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия: по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

Согласно пункту 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365 (далее - Положение о системах оповещения населения), оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения в экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В силу п. 7 Положения о системах оповещения населения, системы оповещения населения создаются: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения; на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.

Согласно п. 13 Положения о системах оповещения населения, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

На основании пункта 19 Положения передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.

Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.

Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, разрешая требования административного истца, учитывая вышеперечисленные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что предписание -ГО от дд.мм.гг. об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны вынесено уполномоченным на то должностным лицом, на законных основаниях и направлено на обеспечение соблюдения требований в области гражданской обороны. Оспариваемое предписание по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в предписании формулировки, суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу.

Доводы о незаконности пункта 6 предписания в части возложения обязанности по реконструкции и модернизации системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения), учитывая, что сопряжение указанной системы с региональной системой оповещения населения находится в ведении региональных органов исполнительной власти, а не в компетенции органов местного самоуправления, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 28 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998года №28-ФЗ «О гражданской обороне» финансирование данных мероприятий является расходным обязательством муниципального образования.

Мероприятия по созданию и поддержанию систем оповещения населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций жизненно необходимы, они осуществляются в интересах населения соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом "м" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к числу полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено самостоятельное создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 84 части 3 статьи 38 Устава администрация ГО ЗАТО Комаровский к вопросам местного значения относятся в том числе организация и осуществление мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории ЗАТО Комаровский от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг.-п утверждено Положение о муниципальной службе оповещения и информирования населения ГО ЗАТО Комаровский в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В соответствии с данным Положением местная система оповещения является звеном оповещения Оренбургской области и включает в себя силы и средства, организационно и технически объединенные для решения задач оповещения и информирования руководящего состава, населения муниципального образования и объектов экономики. Основная задача системы оповещения и информирования населения – обеспечение своевременного доведения до органов управления и населения распоряжений о проведении мероприятий гражданской обороны, сигналов и информации обо всех видах чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и порядок действий населения при ЧС.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 июня 2019 года № 454-пп "О заключении государственного контракта на выполнение работ для обеспечения нужд Оренбургской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств" по заказу ГКУ Комплексная безопасность Оренбургской области разработана проектно-сметная документация "Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Оренбургской области", куда включено и ЗАТО «Комаровский» Оренбургской области.

В соответствии с проектной документацией «Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Оренбургской области», выполняемой в рамках работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Оренбургской области, включая создание на её платформе региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), предусмотрена модернизация пунктов управления и оповещения в муниципальных образованиях «Ясненский городской округ» и ЗАТО «Комаровский» Оренбургской области.

Согласно пояснениям сторон в судебном заседании и протоколу осмотра -ГО/1 от дд.мм.гг., в муниципальном образовании ЗАТО «Комаровский» имеется система централизованного оповещения населения: сирена С-40 и система оповещения удаленного доступа. Оборудование расположено на первом этаже и на крыши административного здания администрации ГО ЗАТО Комаровский по адресу: ЗАТО Комаровский, ул. Южная, д. 29а. Оборудование запускается в ручном режиме. В муниципальном образовании ЗАТО «Комаровский» предусмотрено проведение дооборудования существующей сирены С-40, путем оснащения цифровыми модулями запуска сирен и сопряжения с элементами управления и оповещения действующих устройств или (и) систем оповещения, а также расширение зон речевого оповещения на базе компактных цифровых блоков оповещения.

При этом, управление модернизированной системы будет осуществляться через единую дежурно-диспетчерскую службу Ясненского городского округа и ЗАТО Комаровский.

Из копии паспорта системы оповещения ГО ЗАТО Комарвоский по состоянию на дд.мм.гг., следует, что сирена С-40 установлена в 2017 г., год ввода в эксплуатацию СО УД – 2020 г. (договор от дд.мм.гг.).

Как следует из ситуационного плата оповещения зона уверенного звукового оповещения для сирены С-40 является территория в радиусе 800 метров. Существующая сирена С-40 не оповещает людей, находящихся на территории по ... (ниже Госпиталя) включая многоквартирные жилые дома №, 17, 18, 19, а также на социально значимых объектах: школа по ... А, детский сад по ... А.

В ходе проверки, а также при рассмотрении дела в суде доказательств наличия системы оповещения населения, отвечающей требованиям действующего законодательства не представлено.

Вопреки доводам представителя административного истца комплекс работ по ремонту системы оповещения, произведенный в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг. не свидетельствует об осуществлении администрацией ГО ЗАТО Комаровский на дату вынесения оспариваемого в настоящем деле предписания -ГО от дд.мм.гг. реконструкции/модернизации муниципальной системы оповещения населения, как того требует действующее законодательство.

Административным истцом, каких-либо доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что на территории городского округа на постоянной основе проводятся мероприятия в целях решения задач в области гражданской обороны, а именно: реконструкция и модернизация муниципальной системы централизованного оповещения населения ГО ЗАТО Комаровский в рамках своих полномочий, не представлено.

Напротив, представленные истцом документы свидетельствуют, что на момент проведения проверки местная система оповещения не была реконструирована и модернизирована, поскольку не является автоматизированной; существующая система не охватывает всю территорию ЗАТО Комаровский, следовательно, имеющаяся на территории городского округа ЗАТО Комаровский система оповещения не соответствует предъявляемым законодательством требованиям, что и было отражено в оспариваемом пункте предписания.

Учитывая, что принятие мер по надлежащему состоянию средств гражданской обороны направлено на исполнение требований Федерального закона "О гражданской обороне" и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 6 предписания соответствуют требованиям закона и не нарушает прав административного истца и его неисполнение создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Проверяя правильность доводов административного истца о незаконности пункта 2 оспариваемого предписания, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 8 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

Постановлением администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг.-п утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский.

Пунктом 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский, установлено, что по решению администрации ЗАТО Комаровский создаются спасательные службы гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций). Вид и количество спасательных служб, создаваемых администрацией ЗАТО Комаровский и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны организаций) задач и оформляется в виде перечня спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций), который утверждается постановлением администрации ЗАТО Комаровский (приказом руководителя организации). Порядок создания спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций) определяется постановлением администрации ЗАТО Комаровский (приказом руководителя организации).

Положение о спасательной службе гражданской обороны ЗАТО Комаровский разрабатывается администрацией ЗАТО Комаровский, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы Оренбургской области и утверждается постановлением администрации ЗАТО Комаровский.

В плане гражданской обороны и защиты населения Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области» (далее - План ГО), утвержденный Главой администрации ГО ЗАТО Комаровский дд.мм.гг., предусмотрено выполнение мероприятий светомаскировки спасательной службой энергоснабжения гражданской обороны (Раздел II страница 15 Плана ГО). Контроль за качеством светомаскировки осуществляет спасательная служба гражданской обороны охраны общественного порядка (Раздел II страница 15 Плана ГО). В целях обеспечения своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим указано о создании медицинской спасательной службы гражданской обороны (Раздел II страница 21 Плана ГО). Для ведения пожарной разведки, локализации и тушения пожаров на объектах, маршрутах ввода сил гражданской обороны и эвакуации, проведения спасательных работ предусмотрены силы и средства противопожарной службы гражданской обороны ГО Ф.И.О1 (Раздел II страница 22 Плана ГО). Оповещение органов управления, сил и средств ГО Ф.И.О1 и должностных лиц осуществляется через ЕДДС. В схеме управления и связи в ходе эвакуации предусмотрены все вышеперечисленные спасательные службы (Приложение 4 Плана ГО).

Вместе с тем, вопреки доводам административного ответчика, указание в плане гражданской обороны и защиты населения Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», утвержденного главой ГО ЗАТО Комаровский дд.мм.гг.г., на выполнение мероприятий светомаскировки спасательной службой энергоснабжения гражданской обороны, контроль за качеством светомаскировки спасательной службой гражданской обороны охраны общественного порядка, обеспечение своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим медицинской спасательной службой гражданской обороны, продовольственное обеспечение эвакуированного населения спасательной службой гражданской обороны торговли и питания, не свидетельствует о создании спасательных служб гражданской обороны в ЗАТО Комаровский, поскольку перечень спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций) постановлением администрации ЗАТО Комаровский (приказом руководителя организации) не утверждался, соответствующее постановление о создании спасательных служб не издавалось.

При отсутствии спасательной службы указание в предписании -ГО о необходимости администрацией ГО ЗАТО Комаровский разработать положения о спасательной службе муниципального образования является преждевременным.

Как следует из содержания части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Вопреки приведенным нормам процессуального права, административным ответчиком доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого пункта 2 предписания, соответствия содержания указанного пункта предписания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт предписания не отвечает критериям законности и исполнимости, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании пункта 2 предписания -ГО от дд.мм.гг. незаконным.

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области, удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области от дд.мм.гг.-ГО.

В удовлетворении административных исковых требований администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение принято судом 10 июня 2022 года.

Судья: